Сергей Одношивкин: «Кировские медики сделали все возможное, чтобы защитить людей от пандемии»
Нынешней весной он стал участником предварительного голосования «Единой России» и вошел в число победителей. Мы поговорили с Сергеем Юрьевичем об итогах развития службы скорой помощи и кировского здравоохранения в целом, и причинах участия в выборах.
«Скорая помощь» под единым началом
– Уже 13 лет вы руководите кировской службой скорой помощи. Как она изменилась за это время, что удалось сделать для ее развития?
– Действительно, во главе службы я нахожусь с 2008-го года, но со скорой помощью судьба меня связала намного раньше. Еще в 1995 году студентом медицинского института начал работать санитаром на скорой, и с тех пор надолго оттуда уже не уходил. Поэтому вся история службы за последние четверть века действительно прошла у меня на глазах. И за это время все изменилось кардинально.
Стоит напомнить, что еще в нулевых годах единой службы скорой помощи на уровне региона не было. Кировская станция обслуживала только город, остальные муниципальные образования обходились своими силами. И, разумеется, далеко не во всех поселениях были ресурсы на то, чтобы поддерживать и парк машин, и техническую базу на должном уровне. Именно поэтому правительством области пять лет назад было принято решение об объединении всей системы скорой помощи под общим началом.
Выполнить эту задачу было непросто, но ее результаты стоили всех вложенных усилий. Объединение помогло обеспечить и оперативное руководство всеми бригадами скорой помощи на территории области. Сегодня звонки от граждан поступают в единую диспетчерскую, через которую данные о вызове передаются тому экипажу, который находится ближе всего к пациенту – таким образом, люди получают медицинскую помощь быстрее и эффективнее.
Разумеется, тут сыграло роль и существенное обновление парка автомобилей, и внедрение новых управленческих подходов, которые мы заимствовали у московской службы скорой помощи, являющейся самой продвинутой в стране.
– Расскажите о самых интересных технических новинках, которые были внедрены в работу? Есть ли что-то, в чем кировская скорая помощь впереди всей России?
– Мы стали первой станцией, которая смогла объединить на своей базе вообще всю инфраструктуру скорой помощи на территории региона – включая и диспетчерскую службу, и автопарк, отделения на местах, санавиацию. Этот подход себя оправдал и сегодня активно применяется в других регионах страны.
Что же касается технических новинок, то среди последних на данный момент особенно хотелось бы выделить систему дистанционной передачи данных ЭКГ. То есть пациент еще дома, а данные о результатах исследования его сердечного ритма уже видят в лечебном учреждении, и понимают, к каким медицинским процедурам нужно готовиться, когда его привезут. И сам врач скорой помощи оперативно получает на месте консультацию о том, как лучше всего помочь больному.
Суровая школа пандемии
– Насколько серьезным испытанием для скорой помощи и областной медицины в целом стала пандемия COVID-2019? И как бы вы оценили успешность работы по ее преодолению?
– История с коронавирусом – это действительно один из самых сложных вызовов, с которыми пришлось сталкиваться врачам за последние десятилетия. И не только в Кировской области или в России, но и по всему миру. Чтобы справиться с ним, пришлось задействовать буквально все возможные резервы – и материальные, и человеческие. Нужно было заново полностью перестроить логику работы стационаров, чтобы они могли и с волной заболевших ковидом справиться, и при этом не оставить без помощи и пациентов с «обычными» заболеваниями. Необходимо было в кратчайшие сроки находить нужное оборудование и запасы средств защиты, и это тоже было крайне непростой задачей. Мне самому приходилось в буквальном смысле таскать упаковки с масками и костюмами от поставщиков в наши клиники. На пике заболеваемости привлекли студентов-медиков, врачей-интернов, и общими усилиями смогли ситуацию удержать.
Если посмотреть по статистике заболеваемости, то Кировская область будет где-то в середине таблицы российских регионов, а вот по уровню смертности мы находимся в числе самых благополучных субъектов. И за эти результаты нужно благодарить наш медперсонал, который буквально все свои силы отдал спасению жизней.
Но отмечу – борьба пока все еще не закончена, пандемия окончательно не побеждена. Чтобы достичь полного успеха, нужно обеспечить коллективный иммунитет, а для этого нужно, чтобы люди вакцинировались активнее. Я прошу всех, кто еще не привился, сделать это. Так вы поможете нам и защитите себя и своих близких.
– Как изменила пандемия областную систему здравоохранения?
– Это была суровая, но очень полезная школа. Коллективы сумели справиться с огромными нагрузками, преодолеть страх перед новой инфекцией, особенно сильный на старте эпидемического процесса. В результате удалось сохранить кадровый состав наших медучреждений и даже укрепить его – сейчас показатели укомплектованности врачами и средним медперсоналом у нас лучше, чем в прежние времена.
Я вижу, что молодежь все активнее приходит в здравоохранение, в том числе в службу скорой помощи. Мы и раньше были настоящей кузницей кадров для региональной медицины, но сейчас молодых специалистов у нас больше, чем было еще несколько лет назад. Это очень хороший знак.
Кировская медицина в цифровой реальности
– Ваш опыт делает вас одним из самых компетентных экспертов в сфере здравоохранения. Поделитесь экспертным мнением о том, как должна развиваться кировская медицина дальше, чего ей не хватает сегодня?
– Прежде всего, следует отдать должное и федеральной власти, которая активно создает условия для модернизации системы здравоохранения, и руководству региона – со стороны правительства области очень многое сделано для того, чтобы качество нашей медицины непрерывно росло.
Это уже помогло добиться очень серьезных результатов. Помимо создания единой службы скорой помощи, стоит выделить развитие службы гемодиализа с открытием отделений в нескольких городах. Кроме того, Кировская область одной из первых в стране получила автомобили для доставки пожилых людей в медицинские учреждения. В последние годы наш регион вышел в лидеры по цифровизации системы здравоохранения – за абстрактным термином стоят очень серьезные организационные подвижки, позволяющие оказывать медицинскую помощь более эффективно.
Главный результат, которого еще только предстоит добиться – это обеспечение равного доступа жителей всех территорий области к медицинской помощи.
В этой связи большие надежды связываю с программой модернизации первичного звена здравоохранения. В правительстве области запланировали в ближайшие годы построить более 200 новых амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, капитально отремонтировать еще почти сотню медучреждений, оснастить существенную часть клиник современным оборудованием. Это очень масштабные планы, и я надеюсь, что нам удастся их реализовать в полной мере.
Но вместе с обновлением материальной базы необходимо и продолжать усилия по кадровому укомплектованию клиник – в сельских поселениях по-прежнему не хватает врачей и среднего медперсонала. Ресурсы для привлечения специалистов у нас есть, в том числе в виде программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Но до сих пор их результативность измерялась десятками человек в год, а нужно добиваться, чтобы эти цифры были на порядок выше.
Повторюсь, запрос на получение медицинского образования и работу в здравоохранении сегодня у молодежи есть, он растет. Но нужно предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы специалисты потом оставались у нас, закреплялись в профессии. И тут важно действовать по двум направлениям – во-первых, помогать молодым врачам и фельдшерам строить карьеру, во-вторых, работать над повышением зарплат в медицине.
– А если посмотреть на проблему шире – что требуется для того, чтобы наши сограждане более ответственно относились к своему здоровью?
– Это действительно очень важный вопрос, заслуживающий особого внимания и власти, и общества. Мы можем вывести качество диагностики и лечения на передовой уровень, но без изменений в массовом сознании, без формирования культуры здоровья мы не сможем добиться главного: здоровой долгой жизни наших сограждан.
И здесь, на мой взгляд, важно сфокусировать усилия даже не на молодежи, а на детях. Ребятам в детском саду, в младших классах школы нужно прививать основы правильного отношения к своему телу, и особенно здорового питания. Чипсы, кола, фаст-фуд – все это должно уйти из ниши продуктов постоянного употребления. Если мы посмотрим на страны, добившиеся серьезных успехов в укреплении общественного здоровья, например, ту же Данию, то увидим, что там никто не перекусывает снеками. Люди едят яблоки, морковку – та же пищевая иерархия должна быть выстроена и у нас. А помочь ее формированию могли бы центры здоровья при детских поликлиниках, дающие родителям рекомендации по правильному питанию малышей. Я со своей стороны планирую добиваться их создания.
От качества медицины к качеству жизни
– Вы вошли в число самых успешных участников предварительного голосования партии «Единая Россия». Почему вы пошли на предварительное голосование, и, в случае избрания в Госдуму, какие нововведения планируете продвигать в первую очередь?
– Если честно, не планировал становиться депутатом, еще как-то входить во власть. У меня есть свое дело, свое призвание, которому я хотел служить с самого детства. Но по мере роста в профессии, повышения уровня ответственности возникло понимание – нельзя коренным образом улучшить качество медицины самой по себе, в отрыве от решения других проблем общества.
Объясню на примере – сотрудники скорой помощи очень стараются приехать на каждый вызов как можно быстрее. Но порой оперативно добраться до пациента не получается по совершенно не связанным с нами причинам. Потому что где-то качество дорог не позволяет, машины просто не могут проехать, где-то у нас села на протяжении паводковых месяцев вообще остаются отрезанными от остального мира. Сотрудники мне регулярно жалуются на состояние дворов, в которых, извините, черт ногу сломит, на темные подъезды и коммунальные проблемы.
А есть и проблема с качеством подготовки медицинских специалистов. Она напрямую связана с проблемами системы образования в целом. И, чтобы наш медуниверситет и медицинские колледжи получали хороших абитуриентов, нужно заниматься качеством преподавания в школах. Все это складывается в мою повестку как депутата, представляющего региональную социалку.
И главное – как патриоту Кировской области, мне больно видеть, как от нас уезжает молодежь. Уверен, что мы можем создать необходимые условия, чтобы они могли жить и работать здесь.
– Работа в Госдуме потребует от вас и ваших родных серьезных изменений в привычной жизни. Вы обсуждали их с семьей?
– Это было непростое решение, но в итоге меня поддержали. В каком-то смысле этот шаг стал продолжением истории всей семьи. Мой отец был руководителем медицинского учреждения в самый сложный период 90-х годов, и я с самого детства был погружен в его разговоры с коллегами. Специалисты его поколения смогли провести кировское здравоохранение через эпоху потрясений, и я понимаю, что, раз уж мне довелось занять столь же ответственную позицию, то нужно взять на себя свою долю работы. Мой опыт должен послужить развитию и региональной медицины, и Кировской области в целом.